Содержание развивающей предметно-пространственной среды должно соответствовать задачам, решаемыми по данной теме в каждой возрастной группе.
Так в 1 младшей группе у детей необходимо развивать интерес к себе, близким взрослым и сверстникам; представление о родственных связях (мои папа и мама, братья и сестры, бабушки и дедушки, тети и дяди), социальной роли в семье (сынок, доченька, внук); развивать способность воспринимать произведения искусства (народная игрушка, книжная иллюстрация); формировать интерес к народной игрушке и желание играть с ней (глиняные свистульки, деревянные раскрашенные игрушки (образные) и др.).
В образовательном стандарте указаны следующие требования к освоению содержания образовательной программы дошкольного образования:
воспитанник к 2 годам: откликается на собственное имя, узнает себя в зеркале и на фотографиях; узнает родителей и других воспитывающих его взрослых, называет их имена;
воспитанник к 3 годам: называет собственное имя, имена родителей, свою половую принадлежность («Я мальчик»; «Я девочка»), узнает себя и близких на фотографиях.
Следовательно, развивающая среда должна быть представлена следующим материалом:
1.Альбомы: «Наши мамы» или «Моя семья», «Наш детский сад»;
2. Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;
3. Белорусские народные игрушки (свистульки, деревянные образные игрушки);
4. Книги с белорусскими народными сказками, потешками, прибаутками.
Во 2 младшей группе у детей необходимо формировать представления о: способах ориентировки в ближайшем окружении (в помещениях группы, на участке учреждения дошкольного образования, детской площадке у дома); малой родине (напоминать воспитанникам название населенного пункта, в котором они проживают); самостоятельно называть имена родителей и других членов семьи, близких взрослых, сверстников, проявлять к ним внимание и заботу (помогать, выполнять просьбу, готовить и дарить подарки на день рождения и др.); различать сверстников и взрослых в жизни и на картинке по особенностям внешнего вида, поведения, общения, по половому признаку; называть населенный пункт, в котором воспитанник проживает; рассказывать (совместно со взрослым) о любимых, часто посещаемых местах в родном населенном пункте (парк, сквер и др.). Декоративно-прикладное искусство: тканые и вышитые изделия (скатерти, полотенца, одежда); керамика (миски, вазы, гладыши, кувшинчики-спорыши и другая традиционная белорусская посуда, игрушки); изделия из соломки, льна, лозы (куклы, звери, птицы, декоративные тарелки, корзины и т. д.); изделия из дерева, украшенные резьбой, росписью, соломкой (шкатулки, панно).
В образовательном стандарте указаны следующие требования к освоению содержания образовательной программы дошкольного образования:
воспитанник к 4 годам: называет собственное имя, возраст, имена родителей, других членов семьи, близких взрослых, сверстников; называет населенный пункт, в котором проживает; рассказывает (совместно со взрослым) о любимых, часто посещаемых местах в родном населенном пункте (например, парк, сквер).
Следовательно, развивающая среда во второй младшей группе должна быть представлена следующим материалом:
1. Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город»;
2. Родословные древа детей;
3. Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для Беларуси;
4. Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;
5. Иллюстрации предметов декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые изделия: скатерти, полотенца, керамика: миски, вазы, изделия из соломы, льна, лозы, белорусские народные игрушки (свистульки);
6. Книги с белорусскими народными сказками, потешками, прибаутками;
7. Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.
В средней группе у воспитанников необходимоформировать представления о (об): общественных учреждениях и их назначении (магазин, ателье, больница, почта, библиотека); людях разных профессий (продавец, швея, почтальон, программист, воспитатель, столяр, повар); других странах и народах, человечестве как семье на планете Земля. Формировать (развивать) умения: самостоятельно называть имена и отчества родителей, близких родственников, работников учреждения дошкольного образования, окружающих взрослых; различать черты характера окружающих сверстников и взрослых (веселый, добрый, умный); эмоционально-позитивно относиться к учреждению дошкольного образования, к его будням и праздникам, свободно ориентироваться в помещениях учреждения дошкольного образования, бережно относиться к результатам труда работников. Воспитывать: любовь и уважение к родителям, другим членам семьи; эмоциональную привязанность к родителям, гордость за достижения членов семьи; уважение к национальным культурам других народов; интерес к их жизни, желание жить в мире. Формировать представления о (об): расположении Республики Беларусь на географической карте и ее жителях; основных достопримечательностях малой родины и города Минска – столицы Республики Беларусь (площадь Победы, Центральный ботанический сад Национальной академии наук Беларуси, Центральный детский парк им. Максима Горького и др.); государственных символах Республики Беларусь (флаг, герб, гимн); государственных праздниках и общереспубликанских праздничных днях (День Победы, Новый год, День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, День женщин, Праздник труда); белорусской армии, воинах, охраняющих нашу Родину (пограничники, моряки, летчики); Формировать (развивать) умения: называть основные достопримечательности родного населенного пункта, столицы Республики Беларусь; соблюдать правила исполнения Государственного гимна Республики Беларусь (слушать и подпевать гимн стоя, мальчикам снимать головные уборы); Воспитывать: эмоционально-позитивное отношение к родному населенному пункту, Республике Беларусь.
В образовательном стандарте указаны следующие требования к освоению содержания образовательной программы дошкольного образования:
воспитанник к 5 годам: называет собственное имя, фамилию, возраст; имена и отчества родителей и других близких, сотрудников учреждения дошкольного образования; узнает на географической карте расположение Республики Беларусь; узнает и называет основные достопримечательности родного населенного пункта, столицы Республики Беларусь; узнает и называет государственные символы Республики Беларусь; соблюдает правила исполнения Государственного гимна Республики Беларусь (слушает и подпевает гимн стоя, мальчики снимают головные уборы); называет государственные праздники и общереспубликанские праздничные дни; рассказывает (совместно со взрослым) о белорусской армии, воинах, охраняющих нашу Родину (пограничники, моряки, летчики).
Следовательно, развивающая среда должна быть представлена следующим материалом:
1. Государственная символика (флаг, герб, текст гимна)
2. Портрет президента
3. Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город», «Минск – столица Беларуси»;
4. Родословные древа детей;
5. Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для Беларуси, растения и животные занесенные в Красную книгу Республики Беларусь;
6. Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;
7. Иллюстрации предметов декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые изделия: скатерти, полотенца, одежда; керамика: миски, вазы, кувшинчики-спорыши и другая традиционная белорусская посуда; изделия из соломы, льна, лозы: куклы, звери, птицы, декоративные тарелки, корзины и т.д.; изделия из дерева, украшенные резьбой, росписью, соломкой: шкатулки, панно и др.; белорусские народные игрушки (свистульки);
8. Иллюстрации с изображением основных достопримечательностях малой родины и города Минска
9. Книги с белорусскими народными сказками, потешками, прибаутками;
10. Иллюстрации, фотографии с изображением государственных праздников и общереспубликанских праздничных дней;
11. Географическая карта
12.Иллюстрации, фотографии с изображением белорусской армии, воинов, охраняющих нашу Родину (пограничники, моряки, летчики).
В старшей группе формируют представления о: белорусских народных промыслах (ткачество, гончарство, соломоплетение, резьба по дереву); предметах декоративно-прикладного искусства (изделия из льна, глины, соломки, дерева, лозы); блюдах белорусской народной кухни; элементах белорусского национального костюма; человечестве как семье на планете Земля; других странах и народах, особенностях их культуры; культурном и национальном многообразии стран мира, особенностях внешнего вида людей разных народов, их национальной одежды, традициях, условиях жизни. Необходимо формировать (развивать) умения: самостоятельно рассказывать о своей семье, доме, семейных традициях, совместном отдыхе, занятиях и профессиях членов семьи; с помощью взрослого объяснять значение семьи в жизни человека, рассказывать о своей родословной; самостоятельно проявлять во взаимодействии со сверстниками и взрослыми нравственные качества, свойственные белорусам (доброта, честность, гуманность, щедрость, трудолюбие, отзывчивость, гостеприимство, любовь к родному краю, к Республике Беларусь); показывать дорогу от учреждения дошкольного образования к дому, ориентироваться в ближайшем микрорайоне. Воспитывать: уважение к матери, которая дает миру новую жизнь, закладывает отношение к семье как важнейшей ценности; уважение к труду людей разных профессий; культуру толерантности (уважение достоинства всех без исключения людей, терпимость по отношению к другим, к сверстникам и взрослым другой национальности, беженцам). Формировать представления о: родном населенном пункте, областных городах Республики Беларусь, их достопримечательностях; столице Республики Беларусь – городе Минске, ее достопримечательностях (Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь и др.); природных символах Беларуси (сосна, зубр, аист, цветок василька, лен, клевер); Государственном флаге Республики Беларусь как одном из национальных символов, значении цветов и орнамента флага элементах Государственного герба Республики Беларусь, отражающих неповторимость и богатство культурных традиций, быта и природы Беларуси; людях, прославивших Беларусь (просветителях, деятелях культуры и науки, спортсменах и др.), их деятельности и достижениях; государственных праздниках и общереспубликанских праздничных днях (День Независимости Республики Беларусь (День Республики), День Победы, День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, Новый год, День женщин, Праздник труда и др.); скульптурно-архитектурных объектах, сооружениях (памятники, мемориальные и историко-культурные комплексы и др.), возведенных на территории нашей страны и посвященных событиям Великой Отечественной войны (мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой», монумент Победы, мемориальный комплекс «Курган Славы» и др.); белорусской армии, трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы; Формировать (развивать) умения: показывать на карте географическое положение Республики Беларусь; рассказывать (с помощью взрослого) о государственных символах Республики Беларусь; соблюдать правила поведения на церемонии подъема Государственного флага Республики Беларусь и исполнения Государственного гимна Республики Беларусь (слушать и исполнять гимн стоя, мальчикам снимать головные уборы); рассказывать (с помощью взрослого и самостоятельно) о государственных праздниках и общереспубликанских праздничных днях, принимать активное участие в их подготовке и праздновании (украшать группу, готовить подарки, исполнять песни, стихи, пляски); рассказывать о скульптурно-архитектурных объектах, сооружениях, посвященных событиям Великой Отечественной войны; Воспитывать: чувство патриотизма и любви к Родине; уважительное отношение к героическому прошлому своего народа, ценностное отношение к жизни и миру; уважение к защитникам Отечества; уважительное отношение к истории и культуре своей страны, народа.
В образовательном стандарте указаны следующие требования к освоению содержания образовательной программы дошкольного образования:
воспитанник к 6 годам: называет домашний адрес, собственное имя, отчество (если таковое имеется), фамилию свою, взрослых, номер домашнего телефона; осознает значение семьи в жизни человека (например, рассказывает о своей семье, доме, совместном отдыхе), проявляет любовь к родителям; определяет географическое расположение Республики Беларусь на карте, называет, с какими государствами граничит; называет родной населенный пункт, страну, ее столицу, их достопримечательности (например, Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь); называет природные символы Беларуси (например, зубр, аист, цветок льна), понимает их значение; рассказывает о значении цветов и орнамента Государственного флага Республики Беларусь, об элементах Государственного герба Республики Беларусь; знает и соблюдает правила поведения на церемонии подъема Государственного флага Республики Беларусь и исполнения Государственного гимна Республики Беларусь (слушает и исполняет гимн стоя, мальчики снимают головные уборы); узнает и называет людей, прославивших Республики Беларусь; рассказывает о государственных праздниках и общереспубликанских праздничных днях (например, День Независимости Республики Беларусь (День Республики), День Победы, День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, Новый год, День женщин, Праздник труда); рассказывает о скульптурно-архитектурных объектах, сооружениях (например, памятники, мемориальные и историко-культурные комплексы), возведенных на территории нашей страны и посвященных событиям Великой Отечественной войны (например, мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой», монумент Победы, мемориальный комплекс «Курган Славы»); рассказывает о белорусской армии, ее почетной обязанности охранять и защищать спокойствие и безопасность Родины; различает и называет белорусские народные промыслы (ткачество, гончарство, соломоплетение, резьба по дереву), предметы декоративно-прикладного искусства Беларуси (например, изделия из льна, глины, соломки, лозы), компоненты национального костюма, блюда народной кухни; узнает и называет предметы, облегчающие труд взрослых: выделяет их признаки, функции, предназначение; называет профессии людей (например, «воспитатель», «учитель», «строитель», «обувщик», «художник», «библиотекарь»), их орудия труда, понимает значимость результатов их труда для семьи, города; называет известные организации родного населенного пункта, страны (например, по производству одежды, обуви, мебели, бытовой техники).
Воспитанник к 7 годам: называет свой адрес, номера телефонов (домашний, родителей, разных служб); определяет географическое расположение Республики Беларусь на карте, называет, с какими государствами граничит; рассказывает о родном населенном пункте, стране, ее столице, и их достопримечательностях (например, Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь, Мирский замок, Несвижский дворец, Лидский замок); рассказывает о Государственном гербе Республики Беларусь и Государственном флаге Республики Беларусь как о главных символах страны, подчеркивающих ее уникальность, раскрывающих историю нашей страны, ее культуру и национальные традиции, особенности быта и природы; соблюдает правила поведения на церемонии подъема Государственного флага Республики Беларусь и исполнения Государственного гимна Республики Беларусь (слушает и исполняет гимн стоя, мальчики снимают головные уборы); называет фамилию, собственное имя, отчество Президента Республики Беларусь, людей, прославивших Республику Беларусь; рассказывает о государственных праздниках и общереспубликанских праздничных днях (например, День Независимости Республики Беларусь (День Республики), День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь, День Победы, День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, Новый год, День женщин, Праздник труда); рассказывает о скульптурно-архитектурных объектах, сооружениях (монументах, мемориальных комплексах), посвященных событиям Великой Отечественной войны и Великой Победе, возведенных на территории Республики Беларусь (например, монумент Победы, мемориальные комплексы «Брестская крепость-герой», «Курган Славы», «Прорыв», историко-культурный комплекс «Линия Сталина»); проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях; эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения искусства (например, на музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность); рассказывает о труде, отдыхе белорусов, их нравственных качествах, культурных традициях, о людях разных стран мира; называет организации родного населенного пункта, страны (например, по производству одежды, обуви, мебели, бытовой техники).
Следовательно, развивающая среда должна быть представлена следующим материалом:
1. Государственная символика (флаг, герб, текст гимна)
2.Портрет президента
3. Карта страны, глобус
4. Куклы в национальных костюмах
5. Иллюстрации белорусских народных промыслов (ткачество, гончарство, соломоплетение, резьба по дереву); предметов декоративно-прикладного искусства (изделия из льна, глины, соломки, дерева, лозы); блюд белорусской народной кухни; элементов белорусского национального костюма.
6. Иллюстрации о других странах и народах, особенностях их культуры; культурном и национальном многообразии стран мира, особенностях внешнего вида людей разных народов, их национальной одежды, традициях, условиях жизни.
7. Иллюстрации родного населенного пункта, областных городов Республики Беларусь, их достопримечательностей; столицы Республики Беларусь, ее достопримечательностей.
8. Иллюстрации людей, прославивших Беларусь (просветителей, деятелей культуры и науки, спортсменов и др.), их деятельности и достижениях.
9.Иллюстрации, фотографии государственных праздников и общереспубликанских праздничных дней.
10. Иллюстрации природных символы Беларуси (сосна, зубр, аист, цветок василька, лен, клевер).
11. Иллюстрации скульптурно-архитектурных объектов, сооружений (памятники, мемориальные и историко-культурные комплексы и др.), возведенных на территории нашей страны и посвященных событиям Великой Отечественной войны.
12. Иллюстрации, рассказывающие о белорусской армии, трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы.
13. Книги с белорусскими народными сказками, потешками, прибаутками;
14. Родословные древа детей.
Источники:
1. Учебная программа дошкольного образования/ М-во образования Респ. Беларусь. – Минск: НИО, 2022. – 479 с.
2. Образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный постановлением Министерства образования от 04.08.2022 № 228.
Памятка для воспитателя дошкольного образования
«Патриотический уголок в разных возрастных группах»
Первая младшая группа:
1. Альбомы: «Наши мамы» или «Моя семья», «Наш детский сад»;
2. Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;
3. Белорусские народные игрушки (свистульки, деревянные образные игрушки);
4. Книги с белорусскими народными сказками, потешками, прибаутками.
Вторая младшая группа:
1. Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город»;
2. Родословные древа детей;
3. Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для Беларуси;
4. Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;
5. Иллюстрации предметов декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые изделия: скатерти, полотенца, керамика: миски, вазы, изделия из соломы, льна, лозы, белорусские народные игрушки (свистульки);
6. Книги с белорусскими народными сказками, потешками, прибаутками;
7. Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.
Средняя группа:
1. Государственная символика (флаг, герб, текст гимна)
2. Портрет президента
3. Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город», «Минск – столица Беларуси»;
4. Родословные древа детей;
5. Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для Беларуси, растения и животные занесенные в Красную книгу Республики Беларусь;
6. Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;
7. Иллюстрации предметов декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые изделия: скатерти, полотенца, одежда; керамика: миски, вазы, кувшинчики-спорыши и другая традиционная белорусская посуда; изделия из соломы, льна, лозы: куклы, звери, птицы, декоративные тарелки, корзины и т.д.; изделия из дерева, украшенные резьбой, росписью, соломкой: шкатулки, панно и др.; белорусские народные игрушки (свистульки);
8. Иллюстрации с изображением основных достопримечательностях малой родины и города Минска
9. Книги с белорусскими народными сказками, потешками, прибаутками;
10. Иллюстрации, фотографии с изображением государственных праздников и общереспубликанских праздничных дней;
11. Географическая карта
12.Иллюстрации, фотографии с изображением белорусской армии, воинов, охраняющих нашу Родину (пограничники, моряки, летчики).
Старшая группа:
1. Государственная символика (флаг, герб, текст гимна)
2.Портрет президента
3. Карта страны, глобус
4. Куклы в национальных костюмах
5. Иллюстрации белорусских народных промыслов (ткачество, гончарство, соломоплетение, резьба по дереву); предметов декоративно-прикладного искусства (изделия из льна, глины, соломки, дерева, лозы); блюд белорусской народной кухни; элементов белорусского национального костюма.
6. Иллюстрации о других странах и народах, особенностях их культуры; культурном и национальном многообразии стран мира, особенностях внешнего вида людей разных народов, их национальной одежды, традициях, условиях жизни.
7. Иллюстрации родного населенного пункта, областных городов Республики Беларусь, их достопримечательностей; столицы Республики Беларусь, ее достопримечательностей.
8. Иллюстрации людей, прославивших Беларусь (просветителей, деятелей культуры и науки, спортсменов и др.), их деятельности и достижениях.
9.Иллюстрации, фотографии государственных праздников и общереспубликанских праздничных дней.
10. Иллюстрации природных символы Беларуси (сосна, зубр, аист, цветок василька, лен, клевер).
11. Иллюстрации скульптурно-архитектурных объектов, сооружений (памятники, мемориальные и историко-культурные комплексы и др.), возведенных на территории нашей страны и посвященных событиям Великой Отечественной войны.
12. Иллюстрации, рассказывающие о белорусской армии, трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы.
13. Книги с белорусскими народными сказками, потешками, прибаутками;
14. Родословные древа детей.
раскрыть » / « свернуть